Главная » Полезная информация » Ювелирные вставки. Виды закрепок.


Ювелирные вставки. Виды закрепок.

Ограненные ювелирные вставки закрепляют в ювелирном изделии. Закрепкой в ювелирном деле называют процесс закрепления камней в оправу или гнездо готового изделия. Сущность процесса закрепки сводится к тому, чтобы обработать гнездо по форме и размерам ювелирной вставки, надежно закрепить камень в изделии и обработать оправу или гнездо так, чтобы изделие было не только красиво, но и удобно в эксплуатации. Последствия некачественно закрепленного камня - потеря камня, раздражение участков тела, соприкасающихся с шипом камня, постоянное зацепление оправой за одежду и другие неудобства. Квалифицированно и качественно закрепленное изделие помогает увидеть камень и все изделие с наилучшей стороны. Та часть украшения, в которую закрепляют ювелирные вставки, называется оправой (профессионалы ее также называют кастой, шатоном и царгой).

Рассмотрим некоторые основные виды закрепок драгоценных и полудрагоценных камней в изделиях.

ГЛУХОЙ КАСТ. Это самый простой вид оправы. Камень расположен в чашечке с плоским дном, стенки которой плотно охватывают и удерживают ювелирную вставку. В глухой каст крепят камни только с плоским дном. В связи с тем, что камень освещается только сверху, как правило, этот вид закрепки используют в основном для непрозрачных камней, типа бирюзы, яшмы, коралла и других. Если же сюда вставляют прозрачный камень, то усиление его блеска и яркости достигается тем, что под камни подкладывают полированную металлическую фольгу, например в бриллиантах и чешских гранатах, ограненных розой. Недостаток этого крепления в том, что под глухим кастом невозможно проверить качество и наличие дефектов камня. Преимущества же здесь очевидны – высокая степень надежности крепления ювелирной вставки; и удобство использования в повседневной носки изделий, особенно колец, с камнями закрепленными таким образом.


ПОЛУГЛУХАЯ ЗАКРЕПКА БЕЗ ОПОРЫ. Этот вид закрепки ювелирных вставок создает потрясающий и ошеломляющий визуальный эффект — кажется, что камень висит в воздухе без опоры снизу. Камень держится за небольшие секции рундиста, вставленные в пазы кольца. Ювелирная вставка зажата под большим давлением, а так как такие кольца изготавливаются из специального сплава, который позволяет запоминать форму, то такой вид закрепки по надежности можно сравнить с глухой закрепой.



ОБОДКОВЫЙ КАСТ (ЦАРГОВЫЙ). Такой каст применяют для закрепления прозрачных вставок, так как он обеспечивает освещение вставки и сверху и снизу. Здесь камень лежит на опорном пояске. Для закрепления вставки в верхней внутренней части ободкового каста с помощью специального инструмента вырезается полочка, или посадочное место под камень. Ободок металла полностью охватывает камень по всему периметру или окружности и удерживает его. Различают цилиндрические и конические ободковые касты. Часто ободковый каст изготавливается с узором или ажурным. Разновидностью ободкового каста также можно считать оправу венчиками, зеркальную и камейную.



КРАПАНОВЫЙ КАСТ является одним из самых распространенных способов закрепки ювелирных вставок. Названию он обязан крапанам – лапки-зажимы, выступающие в виде верхней кромки ободка. Ювелирная вставка находится на опоре, которая обычно исполнена в виде полки. Их высота, ширина и количество соответствует выбранному дизайну украшения так, чтобы надежно зафиксировать камень и при этом максимально показать его красоту. В такой оправе ювелирная вставка визуально кажется больше, кроме того на нее попадает больше света, чем при глухом касте. При таком способе закрепления драгоценный или полудрагоценный камень выглядит легким и блестящим. Если говорить о надежности закрепки, то она менее прочна, чем в первых двух видах, и при плохо выполненной работе крапан может цепляться за одежду. Крапановые касты бывают самых разных форм.


КАРМЕЗИНОВЫЙ КАСТ – разновидность крапанового каста, где в центре оправы находится крупная ювелирная вставка, а вокруг нее в виде венка – мелкие вставки.





КОРНЕРОВЫЙ КАСТ. Такая закрепка ювелирных вставок производится маленькими столбиками – корнерами, сформированными из металла, окружающего камень. Иногда корнерам придают форму шариков. С оборотной стороны эта закрепка делается таким образом, чтобы нижняя часть ювелирной вставки максимально освобождалась от окружающего металла для обеспечения доступа света и облегчения чистки. Чаще всего такой способ закрепки используют в изделиях, когда вся поверхность покрывается мелкими камнями. К преимуществам данного каста можно отнести то, что зрительно увеличивается ювелирная вставка, такой способ крепления позволяет обсыпать все изделие камнями. К недостаткам относится то, что при некачественной закрепке корнеры будут цепляться за одежду, царапаться. Так же в этом случае высока вероятность потери камня при чистке или встряске изделия.

Корнеровые касты бывают открытые и встроенные. Открытый корнеровый каст представляет собой переходную форму от ободкового каста, где вставка удерживается как стенками каста, так и корнерами. К встроенным корнеровым кастам относятся - каре, фаденовый и тиктовый. Роль встроенного корнерового каста играет гнездо (отверстие), просверленное в металле изделия. Каст каре представляет собой отдельную металлическую пластину квадратной формы с гнездом в центре, в котором четырьмя корнерами закрепляется вставка. Длина граней пластины чуть больше диаметра вставки. В фаденовом касте вставки укладываются в гнезда отверстий, просверленных в металлической пластинке, и закрепляются корнерами. Отличие его от каре в том, что вставки лежат не в отдельных квадратах, а друг за другом в ряд настолько плотно, что почти соприкасаются рундистами. На металлической основе тиктового каста закреплено столько вставок, что она похожа на брусчатую мостовую. Под тиктовым кастом чаще подразумевается хаотичное расположение разноразмерных вставок на поверхности металла. Существует разновидность тиктовой оправы – оправа «паве» - где вставки располагаются правильными рядами.

ЗАКРЕПКА ПАВЕ. Закрепка используется для установки большого количества небольших камней, образующих единое целое, через которое не просматривается металл. Создается впечатление, что изделие вымощено камнями. Маленькие отверстия, просверленные в поверхности кольца, служат для того, чтобы держать ювелирные вставки аккуратно, на расстоянии друг от друга. После того, как поверхность кольца заполнена драгоценными или полудрагоценными камнями, мастер делает крошечные наплывы металла между камнями таким образом, чтобы каждый наплыв удерживал несколько соседних камней. Скопление камней может выглядеть как один крупный камень.



КЛЕЕВАЯ ЗАКРЕПКА. Клеевая закрепка вставок применяется в основном для жемчуга или вставок круглой формы, а также вставок сложной формы и конфигурации. В основном это сферической формы чашечка снабженная резьбовым штифтом, на который надевается вставка с предварительно высверленным отверстием, штифт намазывается клеем и соединяется со вставкой. Штифт должен достаточно плотно входить в посадочное отверстие.




КАНАЛЬНАЯ ЗАКРЕПКА. Это наиболее распространенная закрепка в дизайне обручальных колец. Канальная закрепка – очень прочная закрепка. Применяется если нужно расположить ряд ювелирных вставок на поверхности кольца или создать акцент на центральном камне. Ювелирные вставки аккуратно помещаются внутрь канала в ряд, который некоторых случаях проходит по всей окружности кольца. Канальная закрепка ювелирных вставок создает эффект цельного кольца — элегантного и красивого, особенно если форма огранки камней прямоугольная.


Share |


вернуться назад ← предыдущая новость   следующая новость →




Rambler's Top100