Главная » Все о камнях » Резьба по натуральному камню. Виды, их отличия.


Резьба по натуральному камню. Виды, их отличия.

Существуют несколько видов резьбы по драгоценному или полудрагоценному камню. Это зависит, в первую очередь, от желаемого конечного результата. Однако не стоит путать такие понятия как огранка ювелирных вставок и резьба по натуральному камню. Первое – это придание формы драгоценному камню. Второе – это нанесение изображения на поверхность драгоценного и полудрагоценного камня.

Гемма – это любой резной камень художественной работы. Гемма (gemma) переводится с латинского, как «распускающаяся почка». Вообще геммы подразделяются на инталии (врезанные изображения) и камеи (выпуклые изображения). Геммы использовались для украшения, как медальоны и печати. Также геммы использовались в качестве амулетов. Геммы были известны в Древнем Египте, в Вавилоне, в Ассирии. Однако расцвет это искусство получило в Древней Греции и Риме.

Глиптика – это резьба на драгоценных камнях. Само слово в переводе с греческого означает «вырезаю», «выдалбливаю». Удивительно, что, несмотря на большую сложность и трудоемкость, глиптика была одним из самых первых видов искусств. Сложность глиптики в том, что резчики, во-первых, использовали твердые минералы – сердолик, агат, гематит, гранат и другие, которые не брал ни один металл. Во-вторых, изображения были миниатюрны, не больше размера драгоценного камня. К тому же очень скоро от резчиков требовалось изготовить зеркальное изображение, которое при оттиске становилось правильным. Первыми мастера-глиптики начали изготавливать инталии и печати, а Древнем Египте и Риме зародился и еще один вид глиптики – камеи.

Инталия (или инталье) – резной камень с вдавленным внутрь изображением. Чаще всего для инталий использовались прозрачные драгоценные камни, чтобы можно было наглядно оценить работу мастера-резчика. Инталии использовались как печати, поэтому такие драгоценные камни вделывались в кольца, а рисунком были эмблемы или девизы. Понятно, что инталии заказывали в основном благородные и царственные особы.

Камея (cameo, camee) – драгоценный камень, на котором вырезано выпуклое (рельефное) изображение. Искусство вырезания на камнях зародилось на Востоке – в Вавилоне и Египте. Однако те камеи были очень просты. А подлинные произведения искусства на камне стали делать древние греки и римляне. Камеи были очень популярны во времена расцвета Древней Греции и Древнего Рима. Резчики того времени создавали удивительные и очень сложные рисунки на драгоценных камнях. В основном для камей использовались твердые камни, такие как оникс, агат, сердолик. Однако мало быть искусным резчиком, чтобы создать необыкновенную камею. Для камей подбирались особые драгоценные камни, которые как бы уже содержали в себе рисунок, и делом резчика было «извлечь» картину из камня. Даже цветовые переходы в камнях использовались резчиками, чтобы подчеркнуть ту или иную деталь картины. Рассматривая такую камею, даже сложно понять, что это – искусная работа великого мастера или случайность самой природы. Дополнительную сложность в работе создавали цветовые традиции – Нептуна резали только на аквамарине, Бахус изображался строго на аметистах, Прозерпина украшала собой лишь черные камни. Конечно же самыми красивыми и сложными были художественные камеи. Однако изготавливались и более простые камеи, которые использовались как талисманы и амулеты. Также камеи служили печатями и даже использовались в качестве подарка для друзей и возлюбленных. Нередко камеи употреблялись для приношений богам.

Резчики по камню были обеспеченны и очень уважаемы. Например, всему миру известны камеи работ гениальных мастеров Августа и Германика, которые украшают Кабинет Медалей при Французской Национальной библиотеке. Еще одним известным резчиком камей был Пирготель. Слава его искусства была столь велика, что Александр Македонский лишь ему одному доверял делать свои изображения на драгоценных камнях.

Позже на камеях изображались портреты людей, фигурки животных, и даже поздравительные надписи. Многие камеи сохранились до нашего времени и украшают собой лучшие и самые известные галереи и музеи мира. Камеи создаются и ныне. И ценится прежде всего работа резчика, а не камень, на котором вырезается камея. Камеи принято обрамлять неброским и недорогим металлом, чтобы подчеркнуть художественную ценность.


вернуться назад ← предыдущая новость   следующая новость →




Rambler's Top100